На Гран Канарии мы съездили в забавное местечко - деревню аборигенов. Это реконструированная деревня гуанчей, коренного населения канар, уничтоженных испанцами. Съездили буквально в последний день: о его существовании знали только из путеводителя на одном из сайтов, но никакие турфирмы туда не возили, буклетов не было и кроме номера автобуса мы не знали ничего)
Нашли остановку, долго веселились: автобус шел от побережья в один из горных городков через пол острова. Ходил он туда 2 раза в сутки. Обратно тоже. И, как и ожидалось, автобус пришел забитый - сидели даже на ступеньках у дверях. Хорошо, что ехать было недолго: на каждом крутом повороте серпантина я закрывала глаза и надеялась, что это переполненное транспортное средство не свалится с обрыва на большой скорости)
На остановке у деревни вышли только мы. На парковке стояло всего 3-4 машины, продавца билетов пришлось ждать, парк был в явном запущении.. Грустно, история ведь такая интересная тема... А они себя никак не рекламируют..
В общем, побродив несколько часов по деревне, появилась идея написать об истории гуанчей вообще)
под катом много текста и фотоПроисхождение многих цивилизаций покрыто тайнами, мифическими слухами и имеет десятки вариантов. Гуанчи – не исключение. Конечно, их нельзя назвать цивилизацией – всего гуанчей насчитывалось около 20 тысяч человек, а первые племена появились около 3 тысяч лет назад, живших на нескольких островах Атлантического океана в условиях каменного века и полностью исчезнувшие после заселения островов европейцами в 15 веке.
Но об этом чуть позже. «Гуанчинет» получили свое название по месту обитания - люди Тенерифе. В этом историки сходятся. А вот в том, где еще существовали племена гуанчей, единого мнения нет. Одни считают, что на всех семи островах Канарского архипелага, другие – что только на Тенерифе и Гран Канарии – двух крупнейших островах. Откуда они там взялись? Вопрос тоже спорный, окутанный легендами и тайнами. Есть легенда, что Канарские острова – это вулканы и горы Атлантиды, ушедшей под воду. Острова действительно имеют вулканическое происхождение, покрыты горами, а на Тенерифе есть крупный вулкан. В живых остались лишь пастухи Атлантов: они были в горах, когда Атлантида погибла, потеряли все и остались в горах, чтобы начать жизнь заново. Под эту версию подходят и описания гуанчей – высокие люди двухметрового роста, красивые, сильные, белокожие, голубоглазые и рыжеволосые. Буквально, сказочные великаны или жители «обители блаженных и сада Гесперид» (с) греческие мифы. Даже не верится, что всего в 100 с небольшим километрах лежит «черный» континент.
Еще одна версия их происхождения = ссылка. Некий монарх некоего государства еще во времена Карфагена приказал отрезать языки у группы своих подданных и выслать их на необитаемые острова. В поддержку такой теории говорит сам язык гуанчей: племена общались без слов, шевеля губами, а для передачи информации на дальние расстояния использовался свист. «Птичий язык» гуанчи слышали на расстоянии до 15 метров! Эта версия позволяет объяснить и некоторые особые знания народов Канар, например, умение мумифицировать трупы.
Древние египтяне и греки считали территорию Канар концом света, местом, где заканчивается все живое и нормальному человеку там делать нечего. Возможно, именно этот факт помог племенам спокойно жить в таком теплом, плодоносящем и удобном месте обитания. Возможно, именно климат и хорошие жизненные условия затормозили эволюцию гуанчей и оставили их на уровне неолитических племен.
Как ни странно, но вплоть до прибытия на острова европейцев, коренное население жило в пещерах, носило шкуры и одежду из природных материалов, не умело обрабатывать металлы и не имело никаких средств для передвижения по воде (по крайней мере, нет археологических или исторических свидетельств, опровергающих этот факт)!
Зато у древних канарцев была развита сословная и социальная система. Во главе рода стоял вождь (На Тенерифе его называли менсей, а на Гран Канарии гуанартем), который принимал все важные решения вместе с советом старейшин, тагорором.
Жители острова, как и большинство народов мира, делились на два основных класса: привилегированных аристократов и плебеев.. Отличить их было просто: плебеи не имели право носить длинные волосы. Мужчина это был или женщина – стрижка всегда была короткой, оставлявшей шею открытой. Представители знати, как мужского, так и женского пола, носили длинные волосы до плеч.
Совет старейшин
Жили гуанчи в пещерах или в хижинах, построенных из камня. Несмотря на отсутствие официальной письменности, дома и места общественных собраний были украшены рисунками и надписями, похожими не то на буквы, не то на магические символы. Чем богаче семья, тем большую пещеру она имела. Там же где спали, хранилась и нехитрая утварь: глиняная посуда, рыболовные снасти, оружие. Отдельные помещения служили для больниц, склепов, рабочих мест жрецов, сборов совета старейшин, «школы невест», тюрьмы… Теперь о каждом чуть подробнее.
Больница, конечно, не была тем лечебным центром, к которому привыкли мы. В них проводилось не так много процедур: трепанация черепа с помощью каменных инструментов, кровопускание и.. собственно, мумифицирование. Конечно, далеко не каждый простой гуанч заканчивал жизнь в виде мумии, такая честь выпадала лишь представителям знати: вождям и членам их семей, членам совета старейшин. Процедура мумификации была довольно простой и затрагивала только тело, не голову: умершего вскрывали (опять же каменными инструментами), вынимали внутренние органы, промывали тело изнутри океанской водой и смазывали специальной мазью (овечий жир+сосновая смола+измельченная пемза). Затем 2 недели тело сушилось на солнышке, оно становилось легким, его набивали ароматными травками, омывали соком драконьего дерева, зашивали, заворачивали в шкуры и отправляли в специальное хранилище.
Те, кто не стал мумией, могли получить право на захоронение на специальном кладбище. Кладбище представляло собой некий лабиринт, в котором рыли могилы, обкладывали досками и хоронили. Позволить себе фамильное кладбище мог не каждый. Тем, кому повезло не так сильно, предстояло закончить свою жизнь в самом обычном склепе в виде самого обычного скелета.
Фамильное кладбище:
Школа невест – тоже достаточно забавное место. Каждая девушка перед браком должна была прожить некоторое количество времени в специально пещере, моне, с другими девушками и со жрицами. Там они учились простым ремеслам, приносили жертвы богам, а главное.. ели. Если много, ведь настоящая женщина должна выносить и родить здорового и крепкого ребенка, а, по мнению гуанчей, женщина весом до 100 кг была на такой ответственный поступок не способна.
У гуанчей существовали зачатки юридической системы. Преступника осуждали, изолировали от общества в специальной тюрьме и доказывали его вину. Если вина будет доказана – в исполнение приводился приговор, на голову осужденного опускалась огромная каменная глыба. Если человека признавали невиновным, он освобождался. За казнями всегда наблюдал жрец, наверное, чтобы предупредить богов об идущем к ним «новичке». Правда, закон нельзя назвать справедливым. Так одно из правил гласило: за убийство, особенно если оно было совершено вероломно, подло, приговаривали к смертной казни не самого преступника, а кого-нибудь из его близких родственников — жену, отца или сына. Жить, сознавая, что из-за тебя погиб любимый невинный человек, преступнику было гораздо тяжелее, чем самому получить удар по голове.
Я уже писала, что обрабатывать металлы гуанчи не умели, у них не было железных ножей или копий с металлическими наконечниками. Все орудия труда, рыболовные снасти и собственно оружие изготовлялось из камня, костей животных и дерева.
Впрочем, часто браться за копья и дубинки им не приходилось: этот народ отличался редкостным миролюбием. Вместо того, чтобы идти войной на обидчика, гуанчи.. строили каменную стену. На одном из островов, Фуэртевентуре, подобная стена делит пополам весь остров, разграничивая влияния племен.
Теплый климат и океан, окружавший острова, не оставлял жителей без пищи. Во-первых, они были прекрасными скотоводами и умели разводить овец, коз, свиней, кур и собак.
Последних, правда, не для мяса, а для защиты. Редкая порода бардино, как считается, и дала название островам (canis по латыни собака). Не отставало и земледелие: местные жители умели выращивать зерно (ячмень и пшеницу) и бобовые культуры, делали тесто, собирали грибы и плоды с деревьев. Мужчины ходили на рыбалку: океан исправно давал рыбу, крабов и съедобные водоросли.
Для поддержания спортивной формы и для развлечения, многие деревни аборигенов имели небольшие арены, на которых проводились тренировки и настоящие поединки. Для мужчины обязательным умением было владение шестом. Шест использовался как для пастушьих целей – им сгоняли в стадо коз и овец, для удобства перемещения по гористой местности и, одновременно, как сильное оружие.
На острове Тенерифе есть несколько ступенчатых пирамид, построенных из камня. Многие исследователи считают, что эти монументальные сооружения возводились в честь бога Солнца, чей культ царил среди местного населения. В пещерах под храмами найдены жилые помещения, возможно, там жили жрецы или даже вожди племен.
Спокойная жизнь закончилась в 14 веке, когда в бухту одного из островов впервые вошли испанские корабли. Гуанчи искренне приняли их за неизвестных птиц, а паруса за огромные крылья и попытались отбиться от чудовищ камнями. Удивленные мореплаватели ушли. Но все чаще и чаще европейские корабли возвращались и нападали на гуанчей. Каменные топоры не могли противостоять оружию захватчиков, население стало стремительно уменьшаться, по островам прокатилась эпидемия чумы, завезенной с материка… В итоге в 1496 году последние воины гуанчей бросились с обрыва в океан, оказавшись в окружении, а полторы тысячи женщин и детей стали пленниками. Если они и смогли выжить, то смешались с завоевателями, стали рабами и прекратили свое существование как племя.
В истории гуанчей больше вопросов, чем ответов, но интерес к истории этого древнего народа пропадает. Реконструированная деревня аборигенов (Mundo Aborigen) на Гран Канарии, где и были сделаны приведенные выше фотографии, практически не посещается туристами, а многие манекены давно нуждаются в ремонте.
Из серии воспоминаний об отпуске))
На Гран Канарии мы съездили в забавное местечко - деревню аборигенов. Это реконструированная деревня гуанчей, коренного населения канар, уничтоженных испанцами. Съездили буквально в последний день: о его существовании знали только из путеводителя на одном из сайтов, но никакие турфирмы туда не возили, буклетов не было и кроме номера автобуса мы не знали ничего)
Нашли остановку, долго веселились: автобус шел от побережья в один из горных городков через пол острова. Ходил он туда 2 раза в сутки. Обратно тоже. И, как и ожидалось, автобус пришел забитый - сидели даже на ступеньках у дверях. Хорошо, что ехать было недолго: на каждом крутом повороте серпантина я закрывала глаза и надеялась, что это переполненное транспортное средство не свалится с обрыва на большой скорости)
На остановке у деревни вышли только мы. На парковке стояло всего 3-4 машины, продавца билетов пришлось ждать, парк был в явном запущении.. Грустно, история ведь такая интересная тема... А они себя никак не рекламируют..
В общем, побродив несколько часов по деревне, появилась идея написать об истории гуанчей вообще)
под катом много текста и фото
Нашли остановку, долго веселились: автобус шел от побережья в один из горных городков через пол острова. Ходил он туда 2 раза в сутки. Обратно тоже. И, как и ожидалось, автобус пришел забитый - сидели даже на ступеньках у дверях. Хорошо, что ехать было недолго: на каждом крутом повороте серпантина я закрывала глаза и надеялась, что это переполненное транспортное средство не свалится с обрыва на большой скорости)
На остановке у деревни вышли только мы. На парковке стояло всего 3-4 машины, продавца билетов пришлось ждать, парк был в явном запущении.. Грустно, история ведь такая интересная тема... А они себя никак не рекламируют..
В общем, побродив несколько часов по деревне, появилась идея написать об истории гуанчей вообще)
под катом много текста и фото